Нефтяные пятна, мазут и грязь всплывают в реке Большой Ижорке регулярно. Дальше загрязненная и зараженная вода идет в Ижору, Неву и Финский залив. Власти не бездействуют и регулярно штрафуют прибрежные заводики, обвиняя их владельцев в небрежении к экологии. «Фонтанка» выяснила, что никто не замечает главного: кем-то безнаказанно организован масштабный сброс в реку сотен тонн мазута.
Большая Ижорка иногда напоминает сточную канаву. Стоит пройти дождю, и появляются радужные пятна. Последний раз такая картина наблюдалась 7 июля, когда после многодневного ливня нефтепродукты на Ижорке собирали два катера предприятия по обеспечению экологической безопасности «Пиларн». Наши читатели обратили внимание редакции на несоответствие. Грязь и нефть были замечены ими по течению выше места расположения фабрик, на которые грешат контролеры. Предположив, что основной источник загрязнения не в производствах, мы выехали на место.
Берега Большой Ижорки заросли кустами, но пройти можно. В 250 метрах вверх по течению от Балканской дороги мы нашли то, что искали, – мертвую растительность и следы мазута. До Невы – 4,5 километра. В солнечный день там почти сухо, но заметно, что при дожде по этому месту проходит поток.
Через десяток метров дальше от берега стало страшнее. Следы превратились из ручейка в мазутную реку.
Река вытекала из явно рукотворного «отстойника», заполненного густой черной массой с неповторимым запахом. Плавающие в зловонной жиже трупики птиц дополняли натюрморт.
Интересно, что озеро с гадостью образовалось не случайно. Из грунта откровенно торчала труба, по которой, очевидно, и поступал мазут.
Разгадка нашлась в сотне метров от берега. Разоренная производственная площадка заброшена, никем не охраняется и не имеет никаких указаний на возможного собственника. Несколько полуразрушенных помещений, в которых угадывается насосная станция, разобранные подъездные пути. И всё заполнено грязным мазутом. Он залит прямо в кирпичные коробки, оставшиеся от зданий, в люки, в свободное пространство подъездных путей. Этого мазута – тонны, и он через заботливо проложенную трубу стекает в реку.
По примерным подсчетам, только жидкого мазута на площадке сегодня около 800 тонн, и это заниженные данные. Если приплюсовать зараженную нефтью почву, результат увеличится кратно. Сколько времени нужно, чтобы эти «остатки» утекли в реку, подсчитать сложно. Зависит от интенсивности дождей. Сколько уже утекло – тоже неизвестно, но понятно, что много. Например, в люке сейчас уровень мазута находится примерно в полуметре от земли, но заметно, что раньше он доходил до верха.
Оценив то, что осталось от строений и оборудования, мы предположили, что это бывшее мазутохранилище со своей железнодорожной веткой. Google Maps подтвердил – в 2013 году на месте руин действительно стояли танки с жидким топливом. На старых фото хорошо заметны и резервуары, и цистерны на подъездных путях.
Не находилось главного – котельной, для которой могло быть предназначено топливо. Архив Google показал, что несколько лет назад существовала бетонная трасса, по которой были проложены трубы. Трубы исчезли, но бетонная основа осталась. Мы её нашли – коммуникация уходила в сторону высокой трубы в полутора сотнях метров.
Бетонный желоб, который начинался у заброшенной площадки с разлитым мазутом, уперся в закрытые ворота. Слева – подстанция южного высоковольтного района, справа – воспитательная колония ФСИН.
Выяснить, кто владеет объектом, было делом техники. Хозяином площадки оказалось АО «РУСТ-95». Цитата с сайта: «Производственное предприятие, занимающее ведущие позиции на российском рынке трубопроводной арматуры… ежегодный прирост производства составляет 15 – 20%... годовые объемы продаж приближаются к 3 млрд рублей... утвержденный и рекомендованный поставщик оборудования для таких лидеров отечественной и мировой промышленности, как «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Нижнекамскнефтехим», НПО «Сатурн» и многих других».
«Фонтанка» связалась с компанией, и «РУСТ-95» удивил уверенностью в своей правоте и полным разрывом с реальностью: «Да, это наша площадка. Было мазутохранилище, сейчас там ничего нет, объект снят с учета как особо опасный производственный объект». На замечание, что на «объекте» разлиты сотни тонн мазута, свободно стекающего в реку, в «РУСТ-95» повторили: «Там ничего нет». «Фонтанка» предлагает администрации предприятия ознакомиться с фотографиями. Или пройти 150 метров пешком и лично измазаться в той клоаке, которая осталась на месте хранилища. Или рискнуть искупаться в Большой Ижорке.
Насколько известно редакции, за годы разрушения хранилища эта история никого из контролирующих, надзирающих и руководящих учреждений не заинтересовала. В администрации Колпинского района нас заверили, что работа идет, необходимые документы составляются: «За три месяца были дважды зафиксированы случаи несанкционированного сброса нефтепродуктов в реку большая Ижорка – 18 мая и 7 июля. Сотрудники нашей экологической службы выезжали на место, звонили в Росприроднадзор, в прокуратуру и в комитет по природопользованию, были подготовлены официальные письма с просьбой провести расследование. Последнее письмо отправлено 8 июля начальнику департамента Росприроднадзора, в прокуратуру и в отдел МВД по Колпинскому району. В письме мы просили нас проинформировать о результатах, но ответа пока нет».
Пока бумаги совершают необходимый оборот, мазут течет. Сегодня дождь.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»
P. S. Перед выходом материала с «Фонтанкой» связался заместитель генерального директора АО «РУСТ-95» Геннадий Богатырев. По его словам, при ликвидации особо опасного производственного объекта были выполнены все необходимые работы и никакого мазута на площадке нет – у него есть все необходимые бумаги. Предложение «Фонтанки» прогуляться до бывшего мазутохранилища и лично оценить объемы разлитого топлива Богатырев отклонил. Намекнув, что сотни тонн мазута на площадку могли вылить неизвестные злоумышленники.
Источник http://www.fontanka.ru/