Самый крупный и скандальный автобусный перевозчик Ленинградской области, "Леноблпассжиравтотранс", сменил хозяина. Владелец "Питеравто" Леонид Бондаренко купил конкурента за 7 миллионов рублей. Теперь известный своим "Майбахом" коммерсант должен будет поднимать компанию с долгами в 300 миллионов. 47News узнал, что спор субъектов решался на уровне Главного управления экономической безопасности МВД России и губернатора области.
Всего 36 дней не хватило компании "Леноблпассажиравтотранс" для того, чтобы отметить годовщину выхода на линии автоперевозок Ленобласти. 1 февраля прошлого года автобусы акционерного общества совершили первый выезд в свет, ознаменовавшийся многочасовыми задержками в минус 25 по Цельсию и стрельбой по стёклам. 26 декабря этого же года компания перестала быть прежней — 74,9% акций выкупила конкурирующая "Питеравто". Общественности об этом сообщили официально в среду, 16 января.
ДЕ-ФАКТО
Сам "Леноблпассажиравтотранс" (наиболее частое сокращение — ЛОПАТ) образовался еще в 1995 году (сначала в виде ГУП, затем - в ОАО) и занимался контролем за автобусными перевозками в регионе. В июне 2011 года ситуация изменилась - ЛОПАТ превратился в полноценного перевозчика с автопарком из 280 единиц китайской техники JAC.
Правительство Ленобласти, которому принадлежало 100% акций компании, продало два своих пакета — суммарно они составляли 74,99%. Генеральный директор Роман Маслов, которому на тот момент было 28 лет, выкупил 49,99% акций, второй блокирующий пакет достался ООО "СПЕЦТЕПЛОСТРОЙ"; в апреле 2012 года Маслов выкупил и этот пакет.
Собеседники 47News в областном правительстве утверждают, что за сделкой стоял банк "Санкт-Петербург", а продажа акций контролировалась лично бывшим вице-губернатором по строительству Николаем Пасядой. По их заверениям, Роман Маслов был генеральным директором лишь по документом, де-факто им был член совета директоров компании Эльдар Мамедов.
Первый шаг в новой роли — и ЛОПАТ выигрывает половину маршрутов, разыгранных на конкурсе комтранса. Примерно 50 из 100 линий в самых прибыльных районах — Выборгском, Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Тосненском отдано только что появившемуся перевозчику. Крупные и опытные, включая "Питеравто", "Третий Парк", "ПТК" возмущены, настаивают и наблюдают.
НАКРЫЛОСЬ
В течение года жалобы на компанию поступают со всех сторон: жители жалуются на не часто ездящие автобусы; десятки фирм обращаются с судебными исками - за транспортное обслуживание, поставки топлива ЛОПАТ должен около 50 млн рублей. Областное правительство угрожает отказаться от услуг перевозчика, если он не прекратит использовать сомнительных подрядчиков и не установит ГЛОНАСС. Многие призывают признать фирму банкротом.
Руководство ЛОПАТа не воспринимает угрозу как реальную и продолжает работать. Самый крупный долг — перед столичной Государственной транспортной лизинговой компанией. ЛОПАТ взял у ГТЛК в лизинг 280 автобусов на 1,2 миллиарда рублей и до сих пор остался должен примерно четверть миллиарда.
Как утверждают источники 47News в областном правительстве, ЛОПАТ рассчитывал использовать автобусы не для перевозки по конкурсным маршрутам (на них работало лишь 80 из всей партии), а для перевозки международных туристов и рабочих с различных предприятий области. Но несколько заводов, в числе которых Тихвинский вагоностроительный, Hyundai, отказались от услуг ЛОПАТ, международные перевозки не оказались столь прибыльными. "Всё накрылось и бизнес остановился. Заработать не получилось, денег на возврат долгов по лизингу не осталось", - прокомментировал один из чиновников с Суворовского, 67.
Бытует и другое мнение: будто бы ЛОПАТ приобрёл автобусы за слишком высокую цену (около 4,6 млн рублей каждый) и собирался их сбыть по обычной. Но не получилось.
СХЕМА ВЫХОДА В СЛУЧАЕ ДОЛГОВ
"ГТЛК" не теряется и в октябре 2012 года обращается за помощью в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и требует посадить за решётку незадачливых предпринимателей. Там готовы разобраться.
Через два месяца в ведомство генерала ГУЭБ Дениса Сугробова приходит другая бумага за подписью и.о. генерального директора ОАО "ГТЛК" Борисевича. Общий смысл письма умещается в одном слове: "Договорились".
"В настоящее время руководством Ленинградской области при участии губернатора А. Дрозденко, вице-губернатора Ю. Пахомовского, совместно с ОАО "ГТЛК" разработана схема выхода из создавшейся ситуации с привлечением инвестора и добровольной передачей ему пакета акций, принадлежащих Маслову Р., что позволит погасить дебиторскую задолженность данной компании перед "ГТЛК", - пишет в Москву Борисевич.
По информации 47News, в промежуток между первым и вторым письмом Роман Маслов произнёс ключевую для истории фирмы фразу: "Продам компанию кому угодно". Это воодушевлением восприняли в руководство "ГТЛК" - в их интересах было найти покупателя для ЛОПАТ, который был бы в состоянии вернуть им долг.
В случае, если бы коммерсанты не договорились, вмешаться бы пришлось УЭБ ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти — и тогда договорились бы точно.
ПУСТЬ
"Владелец "Питеравто" Леонид Бондаренко очень хотел получить те маршруты, по которым ездил ЛОПАТ, и ему все не удавалось это сделать — ни через суды, ни просто. Тут подвернулся хороший случай. К тому же Александр Дрозденко пообещал помочь разобраться", - рассказал осведомлённый собеседник 47News в областном правительстве. На чиновников Бондаренко произвёл неизгладимое впечатление, приехав на Суворовский, 67 для решения своих вопросов на "Майбахе" в сопровождении многочисленных охранников.
"А кому я ещё мог продать эту компанию?", - возмущается в разговоре с корреспондентом 47News Роман Маслов. "Таким образом, использование административных и экономических мер позволило исчерпать в досудебном порядке конфликт между ОАО "ГТЛК" и ОАО "Леноблпассажиравтотранс", - подводит в письме итог господин Борисевич.
Сумма сделки сторонами упорно не разглашается. По информации 47News, пакет акций был продан по номинальной стоимости — 7 миллионов рублей.
Сам Роман Маслов заявил корреспонденту 47News что продал компанию потому, что не видит перспектив развития для неё в регионе. "С приходом новых властей всё изменилось. Отсутствует взаимопонимание. Я весь год боролся с ветряными мельницами. Есть убыточные и прибыльные маршруты, их надо разделять, а власти этого делать не хотят. Нам даже международыне перевозки не дали толком развить", - полагает он. По его словам, "Питеравто" купил ЛОПАТ потому, что понимает, что это "не кот в мешке и долгов не так много — всего 100 миллионов за лизинг и 50 — по остальным статьям".
"Да, нас победило "Питеравто". Пусть работают лучше нас, если смогут", - с пессимизмом сказал Маслов на прощание.
Остальные крупные компании-перевозчики поговаривают, что приобретать предприятие за семь миллионов рублей при долгах более 300 миллионов, да еще при рухнувшем с точки зрения эксплуатации автобусном парке, можно, если власть гарантирует не только отдать большую часть рынка, но и передать за копейки какой-нибудь областной актив (как скрытую оплату невыгодной сделки) . Это не новая практика при договоренностях под честное слово при решении политических ситуаций.
Юлия Гильмшина, Евгений Вышенков, 47News