Правительственная газета и федеральные информационные агентства в понедельник, 12 августа рассказали всей стране, что с этого дня в России вступает в силу закон о едином номере вызова экстренных служб 112. И сообщили, что позвонить на него можно будет не только с мобильного, но и с городского телефона. И противопоставили: раньше по номеру 112 можно было дозвониться в экстренные службы (полицию, пожарную службу, "скорую помощь", службу реагирования в ЧС, службу "Антитеррор") только с трубки.
 
Все заявления были сделаны со ссылкой на вступивший 12 августа в силу федеральный закон, подписанный 12 февраля 2013 года президентом РФ.
 
ПРОВЕРКА СВЯЗИ
 
Жители Ленинградской области не преминули отреагировать. Первую половину дня на номер 112 пытались дозвониться из всех районов Ленобласти. Не стал исключением 47News. Редакция попросила коллег из районных СМИ и просто знакомых попытаться дозвониться на 112:
 
- Ирина, г. Кировск: "Со стационарного после цифры 1 - сразу занято";
 
- Алексей, г. Сланцы: "Телефон постоянно занят";
 
- Петр Васильев, г. Подпорожье: "У нас тишина, не работает";
 
- Дмитрий, г. Кроншдадт: "Попробовал со стационарного - "Неправильно набран номер, попробуйте еще раз";
 
- Нина, г. Тосно: "Звонила несколько раз. В трубке молчание, даже гудков нет".
 
Сообщения о не работающем номере 112 продолжали поступать с завидной регулярностью на протяжении всего дня. Граждане действовали по схеме: "звонок со стационарного на 112 — молчание — звонок с мобильного — автоответчик - сброс номера".
 
Во второй половине понедельника радиостанция "Эхо Москвы" сообщила позицию правоохранительных органов, в которой слышалось слово "достали": пустые звонки по 112 будут приравниваться к хулиганству. Со всеми вытекающими.
 
ГЛОНАСС В ПОМОЩЬ
 
47News внимательно изучил первоисточник. Напомним, что президент РФ Владимир Путин 12 февраля 2013 года подписал закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" этого года.
 
Выяснилось, что поправки вступили в силу лишь как старт проекта по созданию системы "112", а не как факт того, что с 12 августа система заработает. В законе для федеральных властей есть расплывчатое указание: "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и обеспечивают ее эксплуатацию и развитие.
 
Для региональных властей похожее указание: "Органы местного самоуправления самостоятельно участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
 
Пожарным поправки указывают: "Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112".
 
Старт программы приурочен к вступлению в силу вышеозначенных поправок, в августе 2013. Завершить реализацию программы планируется к 2017 году.
 
Видимо, для конкретизации формулировок и цифирного обоснования, 16 марта вышло постановление правительства РФ об утверждении федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы". На эти цели федеральное правительство и региональные бюджеты планируют потратить 40,4 млрд. рублей. Из них 23 млрд федеральных средств и 17, 4 млрд. деньги бюджетов субъектов РФ.
 
Столь внушительную сумму чиновники убедительно аргументируют. И говорят о том, что за период реализации программы государство сможет избежать ущерба на 33,4 млрд. рублей. Разработчики программы на этом не останавливаются и обещают: "В последующие годы система "112" будет приносить примерно 21 млрд. рублей в год".
 
Эта прибыль и положительный экономический эффект, по мысли правительства, будут сформированы за счет величины суммарного предотвращенного ущерба. Не забыли чиновники и о людях: единый номер 112 призван спасать не менее 25 000 человек ежегодно.
 
Согласно вышестоящим планам, в Ленинградской области внедрение системы 112 планируется завершить в 2016-2017 годах.
 
Также фигурирует в ФЦП вездесущая система ГЛОНАСС, которая будет интегрирована в систему сбора информации. Например, с ее помощью будут отслеживать маршруты скорых и наряды полицейских, что бы с точностью до секунды сообщить пострадавшему через какое время ждать помощи.
 
Напомним, что на данный момент пилотные зоны "112" созданы и уже работают в Татарстане, Курской области и в ряде других регионов. Данных экономического и социального характера 47News отыскать не удалось.
 
МЧС БЕЗ НАДЕЖД
 
В управлении МЧС по Ленинградской области на запрос 47News о ситуации с запуском системы "112" отреагировали сдержанно и устало рассказали: "Несмотря на вступление в силу закона о создании системы "112" номера телефонов экстренных служб "01", "02", "03" продолжат действовать, - и добавили - На сегодняшний день на территории Ленинградской области номер "112" работает в режиме автоответчика и переадресации вызова в необходимую оперативную службу".
В заключение в управлении рассказали, что спокойно относятся к реализации идеи введения единого номера: "Во-первых все это нужно сделать к 2017 году, во-вторых это больше забота региональных властей".
 
ГОТОВЫЕ СОТЫ
 
Сотовые операторы, к которым 47News обратился за консультацией, отвечали с оптимизмом.
 
"Для своих абонентов "МТС" еще два года назад организовала перераспределение звонков, поступающих с номера 112. Позвонив, абонент попадает в голосовое меню, в котором ему предлагают нажать клавишу 1 - при необходимости связаться со службой пожарной охраны, 2 - с полицией, 3 - со службой скорой помощи, 4 - с газовой службой", — рассказали в пресс-службе "МТС".
 
Представители остальных операторов также заявили, что на данный момент у них при наборе номера "112" пользователь слышит либо автоответчик с указанием номеров служб спасения, либо выбирает в интерактивном меню переадресацию на одну из них.
 
Необходимо отметить, что при всем благодушном настрое и схожести с "системой-112", вышеописанная картина не отражает замысла чиновников. Позвонив с мобильного на 112, человек должен переводится на колл-центр, а уже в дальнейшем вызов должен перенаправляться в ближайший пункт скорой, полиции и прочих служб. Для этого сотовым операторам необходимо помимо самого вызова направлять в колл-центр координаты звонящего, вычисленные на основе информации базовой станции. Этот процесс требует сопряжения с базами данных обо всех пунктах всех служб и соответствующего программного обеспечения. По данным операторов, процесс разработки таких средств находится в разной степени готовности. А некоторые упоминают о том, что неплохо было бы получить на это некоторую долю финансирования.
 
РОСТЕЛЕКОМ АКТИВЕН
 
В "Ростелекоме" 47News сообщили что активно ведут работу по проектированию "систем-112" в субъектах РФ. Поскольку "Ростелеком" должен обеспечить прохождение трафика из телефонной сети общего пользования на номер 112, в этом направлении ведётся активная работа по модернизации сети. А также рассказали, что на местных сетях связи макрорегиона "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком" ведется подготовка к выполнению мероприятий по замене аналогового оборудования АТС, СТС и ГТС, обновлению цифровых АТС и модернизации местных сетей связи филиалов поскольку без этого невозможно обеспечить работу номера 112 в предполагаемом варианте.
 
В заключение лаконично "успокоили": "На территории Санкт-Петербурга и Ленобласти система еще не функционирует"
 
ОПТИМИСТИЧНОЕ-КАЗЕННОЕ
 
47News выяснил, что на территории Ленобласти старт проекту по введению единого номера уже дан. В апреле 2013 года было создано казенное учреждение Ленинградской области с витиеватым названием: "Управление по обеспечению функционирования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Ленинградской области". Располагается оно в городе Кировск и на данный момент включает в штат 9 человек.
 
Объяснил существование и описал схему реализации проекта заместитель комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Дмитрий Елпатьевский: "В сентябре мы организуем конкурс на создание проекта "системы 112" для Ленобласти. Обойдется это в 11 миллионов рублей. К концу года планируем получить его на руки. Далее вносим изменения в бюджет Ленобласти на 2014 год и начинаем инфраструктурное формирование центра на базе здания в Кировске. Параллельно готовим заявку на получение денег из федерального бюджета.
 
На федеральные средства, по словам чиновника, будет создан дублирующий колл-центр в Гатчине. Он будет служить "подхватывающим" в случае выхода из строя основного. В нем также будет проводиться обучение персонала и отработка чрезвычайных ситуаций.
 
В заключение чиновник оптимистично рассказал, что в 2014 году, в федеральный центр планируется послать запрос за подписью губернатора Ленобласти, с просьбой передвинуть сроки реализации программы 112 с 2017 на начало 2015 года.
Виктор Смирнов, 47News